Литература. 10-11 классы
Аннотация
рабочей программы по литературе 10-11 классы
Рабочая программа по литературе на
базовом уровне среднего общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы среднего общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012
г. № 413, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2012
г., рег. номер — 24480), с учётом Концепции преподавания русского языка и
литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства
Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература»
способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого
поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и
эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и
национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета
связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них
заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого
бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал
воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям,
как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного
образования в 10–11 классах составляют чтение и изучение выдающихся
произведений отечественной и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала
ХХI века с целью формирования целостного восприятия и понимания художественного
произведения, умения его анализировать и интерпретировать в соответствии с
возрастными особенностями старшеклассников, их литературным развитием,
жизненным и читательским опытом.
Литературное образование в средней школе
преемственно по отношению к курсу литературы в основной школе. Происходит
углубление межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов
художественного цикла, что способствует формированию художественного вкуса и
эстетического отношения к окружающему миру.
В рабочей программе учебного предмета
«Литература» учтены этапы российского историко-литературного процесса второй
половины ХIХ – начала ХХI века, представлены разделы, включающие произведения
литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся
указаны при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения литературе.
В рабочей программе на базовом уровне
определена группа планируемых предметных результатов, достижение которых
обеспечивается в отношении всех обучающихся. Планируемые предметные результаты
на углублённом уровне реализуются в отношении наиболее мотивированных и
способных обучающихся, выбравших данный уровень изучения предмета.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в
средней школе состоят:
в сформированности чувства причастности
к отечественным культурным традициям, лежащим в основе исторической
преемственности поколений, и уважительного отношения к другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы
личности на основе высоких этических идеалов;
в осознании ценностного отношения к
литературе как неотъемлемой части культуры и взаимосвязей между языковым,
литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности.
Реализация этих целей связана с
развитием читательских качеств и устойчивого интереса к чтению как средству
приобщения к российскому литературному наследию и сокровищам отечественной и
зарубежной культуры, базируется на знании содержания произведений, осмыслении
поставленных в литературе проблем, понимании коммуникативно-эстетических
возможностей языка художественных текстов и способствует совершенствованию
устной и письменной речи обучающихся на примере лучших литературных образцов.
Достижение указанных целей возможно при комплексном решении учебных и
воспитательных задач, стоящих перед старшей школой и сформулированных в ФГОС
СОО.
Задачи, связанные с формированием
чувства причастности к отечественным традициям и осознанием исторической
преемственности поколений, включением в языковое пространство русской культуры,
воспитанием ценностного отношения к литературе как неотъемлемой части культуры,
состоят в приобщении старшеклассников к лучшим образцам русской и зарубежной
литературы второй половины ХIХ – начала ХХI века, воспитании уважения к
отечественной классической литературе как социокультурному и эстетическому
феномену, освоении в ходе изучения литературы духовного опыта человечества,
этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых, культурных
традиций и ценностей.
Задачи, связанные с формированием
устойчивого интереса к чтению как средству познания отечественной и других
культур, уважительного отношения к ним, приобщением к российскому литературному
наследию и через него – к традиционным ценностям и сокровищам отечественной и
мировой культуры, ориентированы на воспитание и развитие потребности в чтении
художественных произведений, знание содержания и осмысление ключевых проблем
произведений русской, мировой классической и современной литературы, в том числе
литератур народов России, а также на формирование потребности в досуговом
чтении и умение составлять программы собственной читательской деятельности,
участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению интереса к
литературе, чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием
читательских качеств и овладением современными читательскими практиками,
культурой восприятия и понимания литературных текстов, самостоятельного
истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализа и
интерпретации литературного произведения как художественного целого с учётом
историко-литературной обусловленности, культурного контекста и связей с
современностью с использованием теоретико-литературных знаний и представления
об историко-литературном процессе. Кроме того, эти задачи связаны с развитием
представления о специфике литературы как вида искусства и умением сопоставлять
произведения русской и мировой литературы и сравнивать их с художественными
интерпретациями в других видах искусств, с выявлением взаимообусловленности
элементов формы и содержания литературного произведения, а также образов, тем,
идей, проблем, способствующих осмыслению художественной картины жизни,
созданной автором в литературном произведении, и авторской позиции.
Задачи, связанные с осознанием
обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка и реализацией их в
учебной деятельности и в дальнейшей жизни, направлены на расширение
представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в
литературных текстах, овладение разными способами информационной переработки
текстов с использованием важнейших литературных ресурсов, в том числе в сети
Интернет.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение литературы в 10–11 классах
среднего общего образования на базовом уровне в учебном плане отводится 204
часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11 классе - 102 часа (3 часа
в неделю).