Русский язык.10-11 классы
Аннотация
рабочей программы по русскому языку
10-11
классы
Рабочая программа учебного предмета
«Русский язык» на уровне среднего общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ФОП СОО, представленных в ФГОС СОО, а также
федеральной рабочей программы воспитания, с учётом Концепции преподавания
русского языка и литературы в российской федерации (утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р) и подлежит
непосредственному применению при реализации обязательной части ФОП СОО.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
Русский язык – государственный язык Российской
Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык
русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения
русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации,
основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.
Изучение русского языка способствует
усвоению обучающимися традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
воспитанию нравственности, любви к Родине, ценностного отношения к русскому
языку; формированию интереса и уважения к языкам и культурам народов России и
мира; развитию эмоционального интеллекта, способности понимать и уважать мнение
других людей.
Русский язык, обеспечивая коммуникативное
развитие обучающихся, является в школе не только предметом изучения, но и
средством овладения другими учебными дисциплинами в сфере гуманитарных,
естественных, математических и других наук. Владение русским языком оказывает
непосредственное воздействие на качество усвоения других учебных предметов, на
процессы формирования универсальных интеллектуальных умений, навыков
самоорганизации и самоконтроля.
Свободное владение русским языком
является основой социализации личности, способной к успешному речевому
взаимодействию и социальному сотрудничеству в повседневной и профессиональной
деятельности в условиях многонационального государства.
Программа по русскому языку реализуется
на уровне среднего общего образования, когда на предыдущем уровне общего
образования освоены основные теоретические знания о языке и речи, сформированы
соответствующие умения и навыки, направлен в большей степени на
совершенствование умений эффективно пользоваться языком в разных условиях
общения, повышение речевой культуры обучающихся, совершенствование их опыта
речевого общения, развитие коммуникативных умений в разных сферах
функционирования языка.
Системообразующей доминантой содержания
программы по русскому языку является направленность на полноценное овладение
культурой речи во всех её аспектах (нормативном, коммуникативном и этическом),
на развитие и совершенствование коммуникативных умений и навыков в
учебно-научной, официально-деловой, социально-бытовой, социально-культурной
сферах общения; на формирование готовности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию в учебной и практической деятельности.
Важнейшей составляющей учебного предмета
«Русский язык» на уровне среднего общего образования являются элементы
содержания, ориентированные на формирование и развитие функциональной
(читательской) грамотности обучающихся – способности свободно использовать
навыки чтения с целью извлечения информации из текстов разных форматов
(гипертексты, графика, инфографика и др.) для их понимания, сжатия,
трансформации, интерпретации и использования в практической деятельности.
В соответствии с принципом
преемственности изучение русского языка на уровне среднего общего образования
основывается на тех знаниях и компетенциях, которые сформированы на начальном
общем и основном общем уровнях общего образования, и предусматривает
систематизацию знаний о языке как системе, его основных единицах и уровнях;
знаний о тексте, включая тексты новых форматов (гипертексты, графика,
инфографика и др.).
В содержании программы выделяются три
сквозные линии: «Язык и речь. Культура речи», «Речь. Речевое общение. Текст»,
«Функциональная стилистика. Культура речи».
Учебный предмет «Русский язык» на уровне
среднего общего образования обеспечивает общекультурный уровень молодого
человека, способного к продолжению обучения в системе среднего
профессионального и высшего образования.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ
ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на
достижение следующих целей:
осознание и проявление общероссийской
гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному
языку Российской Федерации и языку межнационального общения на основе
расширения представлений о функциях русского языка в России и мире; о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности многонационального
народа России; о взаимосвязи языка и культуры, языка и истории, языка и
личности; об отражении в русском языке традиционных российских
духовно-нравственных ценностей; формирование ценностного отношения к русскому
языку;
овладение русским языком как
инструментом личностного развития и формирования социальных взаимоотношений;
понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций, необходимых для
успешной самореализации, для овладения будущей профессией, самообразования и
социализации;
совершенствование устной и письменной
речевой культуры на основе овладения основными понятиями культуры речи и
функциональной стилистики, формирование навыков нормативного употребления
языковых единиц и расширение круга используемых языковых средств;
совершенствование коммуникативных умений в разных сферах общения, способности к
самоанализу и самооценке на основе наблюдений за речью;
развитие функциональной грамотности:
совершенствование умений текстовой деятельности, анализа текста с точки зрения
явной и скрытой (подтекстовой), основной и дополнительной информации; развитие умений
чтения текстов разных форматов (гипертексты, графика, инфографика и др.);
совершенствование умений трансформировать, интерпретировать тексты и
использовать полученную информацию в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об
основных правилах орфографии и пунктуации, об изобразительно-выразительных
средствах русского языка; совершенствование умений анализировать языковые
единицы разных уровней, умений применять правила орфографии и пунктуации,
умений определять изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как
государственного языка Российской Федерации, недопущения использования
нецензурной лексики и иностранных слов, за исключением тех, которые не имеют
общеупотребительных аналогов в русском языке и перечень которых содержится в
нормативных словарях.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В
УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение русского языка в 10–11
классах среднего общего образования в учебном плане отводится 136 часов: в 10
классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2 часа в неделю).