Родная (хакасская) литература. 1-4 классы
Аннотация к
рабочей программе по хакасской литературе 1-3 классы
Программа по литературному чтению на
родном (хакасском) языке на уровне начального общего образования разработана с
целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по
учебному предмету, ориентированной на современные тенденции в образовании и
активные методики обучения.
Хакасский язык – национальный язык
хакасского народа. Хакасский литературный язык сохраняется в первую очередь в
хакасской литературе, через которую осуществляется приобщение к хакасской культуре,
развивается грамматически правильная речь, обогащается словарный запас,
что является одним из критериев формирования развитой личности.
Литературное чтение на родном
(хакасском) языке формирует первоначальные знания в сфере литературного
образования. «Литературное чтение на родном (хакасском) языке» имеет большое
значение в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Произведения хакасской
литературы знакомят обучающихся с духовными ценностями своего народа и
человечества в целом, способствуют формированию у обучающихся этнического и
национального самосознания, культуры межэтнических отношений.
Включенность литературного чтения на
родном (хакасском) языке в общую систему начального общего образования
обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами.
В плане повышения уровня владения родной
речью, обогащения словарного запаса на родном языке, формирования
функциональной грамотности литературное чтение на родном (хакасском) языке»
тесно связано с учебным предметом «Родной (хакасский) язык».
Особенности, связанные с условиями
двуязычия и бикультурности в Республике Хакасия, определяют линию связи
литературного чтения на родном (хакасском) языке» с учебными предметами «Русский
язык» и «Литературное чтение», что реализует возможность выхода на диалог русской
и хакасской литератур и культур.
Социализации личности, её речевому и
духовному развитию способствуют связи с учебными
предметами «Изобразительное искусство»,
«Музыка», «Окружающий мир».
В содержание программы по литературному
чтению на родном (хакасском) языке выделяются следующие содержательные линии:
развитие речи; литературоведческая пропедевтика; творческая деятельность
обучающихся; круг детского чтения.
Содержание учебного предмета
обеспечивает развитие навыков аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве,
формирует культуру общения, включает работу с разными видами текстов,
определяет круг литературоведческих понятий, обеспечивает первоначальное ознакомление
с родами и жанрами литературы, средствами выразительности языка. Изучение литературного
чтения на родном (хакасском) языке направлено на развитие у обучающихся навыков
интерпретации литературных произведений, ролевого чтения художественных текстов,
драматизации, написания сочинений.
В содержание учебного предмета включены
художественные, научно- популярные тексты для чтения, обеспечивающие
формирование устойчивого интереса к самостоятельной читательской деятельности и
читательских предпочтений обучающихся, приобщение обучающихся к этнокультурным
ценностям, формирование ценностных ориентаций и первоначальных этических
представлений о добре и зле, традициях хакасского народа как фундаменте духовно-
нравственного развития. В круг детского чтения входят произведения устного
народного творчества: малые жанры фольклора (считалки, поговорки, пословицы,
загадки, тахпахи), народные сказки (о животных, бытовые, волшебные),
произведения классиков хакасской литературы, а также современной отечественной литературы.
Изучение произведений построено на
основе проблемно- тематического принципа. Основные темы произведений
перекликаются с лексическими темами уроков родного (хакасского) языка.
Изучение литературного чтения на родном
(хакасском) языке направлено на достижение следующих целей: формирование
грамотного читателя, способного самостоятельно выбирать книги и пользоваться
библиотекой, ориентируясь на собственные предпочтения и поставленные учебные
задачи, использовать свою читательскую деятельность как средство для
самообразования, формирование навыка правильного, осознанного, беглого,
выразительного чтения на хакасском языке, умения работать с текстом, развитие интереса
к процессу чтения, потребности читать на хакасском языке;
-формирование понимания художественного
произведения как особого вида искусства, его ценности, умения анализировать
художественное произведение, определять средства выразительности, развитие
творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений;
- воспитание у обучающихся любви к
родному слову, формирование чувства патриотизма, интереса к истории, культуре, традициям,
искусству хакасского народа, обогащение нравственного опыта обучающихся через чтение
произведений художественной литературы.
Общее число часов, рекомендованных для
изучения литературного чтения на родном (хакасском) языке: в 1 классе – 33
часов (1 час в неделю), во 2 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 3 классе – 34
часа (1 час в неделю).