Родной (хакасский) язык. 1-4 классы
Аннотация
рабочей программу по хакасскому языку 1-4 классы
Программа по родному (хакасскому) языку
направлена на осознание обучающимися значимости изучения родного и других
языков в современном мире, овладение умением осуществлять межличностное и межкультурное
общение. В процессе овладения родным (хакасским) языком обучающиеся получают представление
о национально-культурных особенностях региона, о социокультурном портрете Республики
Хакасия, её символике, культурном наследии, традициях хакасского народа, о
сходстве и различиях в традициях хакасского и русского народов, об особенностях
образа жизни, быта, культуры хакасов, о произведениях хакасского устного народного
творчества. Обучающиеся учатся распознавать и
употреблять в устной и письменной речи, в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета (реплики-клише,
наиболее распространённую оценочную лексику), представлять родной край и его
культуру в форме презентаций, устных сообщений, письменных текстов.
Освоение программы по родному (хакасскому)
языку предполагает расширение лингвистического кругозора, получение общих
представлений о строе хакасского языка и его отличиях от русского языка, формирование
основ коммуникативной культуры: способности ставить и решать посильный коммуникативные
задачи, использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой
этикет.
Важным направлением программы по родному
(хакасскому) языку является формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету, а также необходимых универсальных учебных действий и специальных учебных умений, которые заложат основу успешной учебной деятельности по овладению хакасским языком на следующем уровне образования.
Материал программы по родному (хакасскому) языку выстроен концентрически,
предусматривает изучение идентичных разделов в каждом классе, повторяющиеся
виды деятельности. Подобная структура обеспечивает постепенное возрастание сложности учебного материала, способствует комплексному его изучению.
За счет употребления в речи и
многократного повторения сходных языковых формул и конструкций (коммуникативная методика действия по аналогии, или способность
к самостоятельному конструированию) у обучающихся формируются умения следовать законам языка в изменяющихся речевых ситуациях.
Включенность
учебного предмета «Родной (хакасский) язык» в систему начального общего образования обеспечивается содержательными связями с другими учебными предметами гуманитарной направленности: «Русский язык»,
«Литературное чтение». По линии повышения уровня владения родной речью, обогащения
словарного запаса на родном языке, формирования функциональной грамотности
программа по родному (хакасскому) языку тесно связана с учебным предметом «Литературное
чтение на родном (хакасском) языке».
Программой по родному (хакасскому) языку предусмотрено использование методически целесообразных средств обучения, современных педагогических технологий деятельностного типа, информационных и коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов.
В содержании программы по родному
(хакасскому) языку выделяются следующие содержательные линии: тематическое содержание речи (расширение словарного запаса обучающихся за счёт изучения базовых тем, актуальных для младшего школьного возраста), речевые умения (развитие способностей воспринимать родную речь на слух, говорить, читать и писать по-хакасски), языковые знания и
навыки (начальное изучение хакасского языка как системы).
Ценностные ориентиры содержания программы по родному (хакасскому)
языку основываются на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации. Содержание программы по родному (хакасскому) языку включает материалы, расширяющие представления обучающихся о Российской Федерации, Республике Хакасия и формирующие чувство
патриотизма, гордости за свою страну. Предусмотрено обсуждение таких вопросов, как любовь к своей семье, почитание родителей, забота о старших и младших,
здоровый образ жизни, трудолюбие, положительное отношение к учёбе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Значительное внимание уделяется
современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию
необходимости сохранения природного разнообразия родной страны, что закладывает основы формирования экологического
сознания обучающихся.
Эстетическое развитие обучающихся обеспечивается за счёт наличия в содержании программы по родному (хакасскому) языку фольклорных текстов, авторских стихотворений, сказок и рассказов.
Изучение родного (хакасского) языка направлено на достижение следующих целей:
- развитие элементарных коммуникативных
умений на хакасском языке, видов речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения, письма;
- овладение первоначальными знаниями о
системе и особенностях хакасского языка, употребление языковых средств (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, представленными
в программе;
-формирование мотивации к изучению хакасского
языка как важнейшей духовно-нравственной ценности хакасского народа, приобщение обучающихся к
хакасской культуре и традициям, формирование культурной и этнической идентичности как составляющих общероссийской гражданской идентичности;
-ознакомление с доступными способами и приёмами
самостоятельного изучения хакасского языка, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (хакасского)
языка: В 1 классе – 33 часа (1 час в неделю), во 2 классе –34
часа, (1 час в неделю), в 3 классе – 34 часа, (1 час в
неделю), в 4 классе – 34 часа (1 час в неделю).