Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа школьный музей
«Поиск» разработана с учетом требований следующих актуальных нормативно-правовых
документов :
-Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
-Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022;
-Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020
№ 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
-Устав МБОУ «Аршановская СШ»;
-Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
МБОУ «Аршановская СШ»
Программа кружка «Школьный музей» соответствует федеральному компоненту
Государственного стандарта основного общего образования
(базовый уровень).
Программа «Школьный музей» действует на базе МБОУ «Аршановская СШ» и
направлена на решение таких актуальных проблем, как воспитание патриотических и
нравственных качеств личности.
Форма организации образовательного процесса – индивидуальная, групповая,
индивидуально - групповая. В ходе работы по предполагаемой программе дети осваивают
различные
виды
деятельности:
проблемный,
поисково-исследовательский,
коммуникативный, творческий.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей
сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования,
обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и
познавательную ценность.
Направленность программы туристско-краеведческая.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в том,
что изучается, дополняется, расширяется историческая связь поколений через музейное
дело в рамках дополнительного образования. .
Центром реализации такой системы становится школьный музей, который является
незаменимым помощником в патриотическом воспитании школьников, так как решает
задачи формирования патриотического сознания. Музей создает особые условия для
воздействия на интеллектуально- волевые и эмоциональные процессы личности ребенка.
Школьный музей создан на основе материалов поисковой, исследовательской работы
обучающихся и педагогов школы.
В школьном музее проводятся обзорные и тематические экскурсии.
Функционирование музея актуально не только для школьников, представители старшего
поколения заинтересованы в сохранении истории школы, принимают участие в работе
музея, делятся воспоминаниями и экспонатами, пополняя фонды музея.
Адресат программы: Участниками программы являются обучающиеся в возрасте 1216 лет, которые проявляют интерес к краеведческой работе.
Уровень освоения базовый. Срок реализации: 1 год
Цель Программы.
Формирование у обучающихся интереса к истории родного села, школы, развитие
социально активной личности с чувством национального самосознания и осознанной
гражданской позиции, возрождение и развитие семейных, человеческих и социальнозначимых ценностей.
Задачи:
1. Формировать представление о поисково-исследовательской работе по сбору
летописи истории школы, села, известных людей – выпускников школы.
2.Развивать навыки краеведческой работы: сбор материала, работа с архивными
документами, составление анкет и опросников, проведение экскурсий.
3.Воспитывать уважение к семейным традициям через изучение истории
педагогических династий жителей села Аршаново;
4.Организовать свободное время обучающиеся через привлечение к работе в
школьном музее.
Выполнение данных задач даст возможность сформировать уважительное
отношение к памятникам прошлого, потребность общаться с музейными ценностями,
воспитывать музейную культуру, обучать музейному языку, музейной терминологии.
Условия реализации программы.
Занятия проходят в помещении школьного музея, в кабинете информатики. При
необходимости посещают сельскую библиотеку, сельский музей. Проводят встречи по
месту жительства.
Практическая деятельность направлена на хранение, учет экспонатов, пополнение
их, организация экскурсий в школьный музей. Итоги занятий могут быть подведены в
форме отчетной выставки, презентации, учебно-исследовательской конференции.
Формы организации работы кружка:
- встречи с выпускниками школы, участниками локальных войн;
-посещение сельского музея;
-оформление выставок, обновление экспозиций;
- использование интернет- ресурсов;
-создание презентаций.
Основными видами деятельности школьного музея являются:
1. Организация поисковой деятельности - работа с архивными документами, с
периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и
событиях школы; поиск и сбор материалов для пополнения стендов; создание экспозиций.
2. Исследовательская деятельность - написание исследовательских работ в форме
рефератов и участмуниципалных, республиканских научно-практических конференциях.
3. Оформительская деятельность - составление альбомов, папок; создание
презентаций; оформление выставок, стендов для школьного музея.
4.
Экскурсионно-просветительская деятельность - проведение встреч, праздников,
экскурсий; участие в школьных, районных конкурсах.
Ожидаемые результаты:
1.Активизация поисково-исследовательской работы в школе,
обучающиеся
получат основы научно-исследовательской
работы
исторической
направленности.
2.Более широкое привлечение общественности, в том числе и ветеранов, к участию в
работе по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
3.Сбор и обновление банка данных о каждом из участников проводимого
мероприятия
(ветеранах и педагогического
труда, выпучкниках школы).
4.Формирование
проектно-исследовательских
компетенций
школьников.
5.Разработка
сценариев
мероприятий,
уроков
мужества.
6.Участие в конкурсах разного уровня по гражданско-патриотическому воспитанию.
7. Публикации в СМИ материалов, позитивно освещающих деятельность по
проекту.
8.Повышение профессиональной компетентности организаторов и
педагогов,
сопровождающих программу.
9.Издание методических разработок, сценариев по проведению мероприятий в
информационных и методических бюллетенях, на сайте школы.
Учебный план
№
п/п
1
2
3
Разделы
Введение
Поисковая деятельность
Исследовательская
деятельность
4 Оформительская
деятельность
5 Экскурсионнопросветительская
деятельность
Всего: 68 часов
Количество часов
теория практика
2
1
10
10
7
5
Формы аттестации
/контроля
Наблюдение, опрос
Наблюдение, опрос
10
10
Наблюдение
5
8
Проведение
экскурсий
34
34
Содержание программы
1.
Введение. Инструктаж. Выбор Совета музея. Работа с документами.
Положения о школьном музее, оформление паспорта музея.
2.
Поисковая деятельность. Знакомство со школьным музеем, историей его
создания. Изучение экспонатов школьного музея, поиск информации о них. Сбор
материалов.
3.
Исследовательская деятельность. Подготовка проектов. Подбор
материалов, информации. Систематизация информации. Написание проектов,
рефератов.
4.
Оформительская деятельность. Оформление презентаций. Оформление
экспозиций, выставок. Создание и ведение инвентарной книги поступлений музейных
предметов.
5.
Экскурсионно-просветительская
деятельность.
Подготовка
и
проведение экскурсий.
№ п/п
Содержание программы
Кол-во
часов
Введение. Комплектование группы.
Инструктаж по ТБ.
Выбор Совета музея.
Работа с документами. Положения о школьном музее,
оформление паспорта музея.
1
5
Знакомство со школьным музеем, историей его создания.
1
6
Составление и утверждение календарного
плана работы музея.
1
1
2
3,4
1
2
Дата
Изучение экспонатов школьного музея.
Систематизация музейных предметов по разделам и
темам.
Презентационных стендов
2
1
12
Оформление презентации
1
13
1
19
Участие в открытии Дней тюркской письменности.
Оформление выставки.
Создание и ведение инвентарной книги
поступлений музейных предметов.
Работа в сельской библиотеке, работа с периодической
печатью.
Оформление папки «Спортивные
достижения»
Сбор материалов об учителях и директорах школы
20,21,22
Оформление стендового материала«Учителя школы»
3
Сбор материала «Школа в годы войны»
Оформление папки «Школа в годы войны»
2
2
Создание архива музея в электронном варианте
3
Сбор материала о выпускниках школы
Оформление папки «Мы ими гордимся»
2
2
Подведение итогов 1 полугодия
Работа с лекторами и экскурсоводами.
Проведение экскурсии по теме «История
школы»
Сбор
и
оформление
материала
о
выпускниках школы разных лет.
Оформление выставки «Наши выпускники»
Участие в общешкольном мероприятии
вечер встречи выпускников
Знакомство с Положением по написанию
исследовательских работ
Подготовка
и
написание
рефератов,
исследовательских работ, посвященных
творчеству М.Р. Баинову.
Участие в Баиновских чтениях.
Сбор материала о воинах локальных войн.
1
2
2
7,8
9
10,11
14,15
16,17
18
23,24
25,26
27,
28,29
30,31
32,
33
34
35,36
37,38
39,40
41
42
43
44
45
46
47,48
49
50
51, 52
Проведение
экскурсии
«Воины
–
интернационалисты»
Проведение беседы «Летопись Великой
Отечественной войны»
Подготовка и написание рефератов по теме
«Великая отечественная война в истории
моей семьи»
2
2
2
1
1
2
1
1
1
2
1
2
1
1
2
Оформление
экспонатов
и
стендов
школьного музея.
Оформление стендов школьного музея
Оформление
папки
«Воиныинтернационалисты
Работа с лекторами и экскурсоводами
Подготовка к конкурсу экскурсоводов.
Подготовка к конкурсу школьных музеев.
Сбор материалов для оформления стенда «Защитники
Отечества»
2
62,63
Оформление стенда «Защитники Отечества»
2
64,65
Создание презентаций по материалам архива музея.
2
66, 67
Учет и сохранность материалов музея.
2
Подведение итогов работы с год
1
53,54
55
56,57
58
59
60
61
68
1
2
1
1
1
1
Условия реализации программы
Организационно-педагогические условия реализации Программы обеспечивают
реализацию Программы в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся
установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения
и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям,
интересам и потребностям обучающихся.
Теоретическое обучение проводится в оборудованном школьном музее
с
использованием учебно-материальной базы, соответствующей установленным требованиям.
Оценочные материалы
Оценка полученных знаний производится после прохождения теоретического блока в
виде практических заданий.
1.
Самостоятельное заполнение:книги поступлений;акта приемки–сдачи
2.
Составление тематико–экспозиционного плана, монтаж экспозиций и выставок
музея, оформление этикетажа и сопроводительного текста экспозиций.
3.
Разработка и проведение экскурсий.
4.
Участие в научно- практических конференциях, семинарах. конкурсах
5.
В конце года обучения создание и защита собственных проектов музейного
дела.
Материально- техническое обеспечение.
Планируемое материально- техническое обеспечение:
музейные выставочные витрины, электронный сенсорный киоск, интерактивный стенд,
подвесные системы для картин, постеров, фотографий, оборудование для подсветки
музейных экспозиций.
5