Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Аршановская средняя школа» Рассмотрено и принято на заседании педсовета Протокол № 4 от 24.05.2020 Согласовано Советом обучающихся, Советом родителей (законных представителей) протокол №3 от 24.05.2020 УТВЕРЖДЕНА приказом по школе от 24.05.2020 № 73/2 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ 2020-2025 г. с. Аршаново, 2020 Содержание 1.Особенности воспитательного процесса в школе 2.Цель и задачи воспитания 3.Виды, формы и содержание воспитательной деятельности 4.Основные направления самоанализа воспитательной работы. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа воспитания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Аршановская средняя школа» (далее-ОУ) разработана в соответствии Законом РФ №304-ФЗ от 31.07.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» по вопросам воспитания обучающихся», методическими рекомендациями «Примерная программа воспитания» от 02.06.2020г., Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования. I.Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. Учредитель ОУ администрация муниципального образования Алтайский район. Коллегиальным органом управления «Аршановская СШ» является Совет Учреждения, который является постоянно действующим органом самоуправления и представляет интересы всех участников образовательных отношений: учащихся, педагогических работников и родителей учащихся (их законных представителей). Здание школы расположено в центре с. Аршаново, по улице Ленина, дом № 75. Типовое трехэтажное здание введено в эксплуатацию в 1978 году. Рядом двухэтажное здание, в котором расположены сельской администрации (1 этаж), детская музыкальная школа, сельская библиотека, зал краеведения (2 этаж). Сельский Дом культуры, как культурно-досуговый центр, находится вблизи школы. Примечательным местом для односельчан и детей является комплекс памятника Победы. Сотрудничество с социально-культурными учреждениями администрации Аршановского сельского совета, общественными формированиями, такими как Совет ветеранов, Совет инвалидов, филиал Лиги хакасских женщин положительно влияет на воспитательный потенциал школы. Значимым партнером ОУ является ООО «Разрез Аршановский», который частично оказывает благотворительную помощь путем безвозмездного передачи денежных средств в целях осуществления питания учащихся 5-11 классов. Особенностью контингента учащихся является то, что ежегодно в школе обучается свыше 220 учащихся, из них 76% хакасской национальности. Организован подвоз 20 учащихся из аала Сартыково, улуса Хызыл Салда, отдаленной улицы Килижеково. Большая часть учащихся из многодетных, малообеспеченных, неполных семей. Школа является единственной в Алтайском районе, реализующей принципы национальной системы образования, обучение ведется по основной образовательной программе всех уровней с преподаванием родного (русского языка и литературы) и родного (хакасского языка и литературы) с 1 по 11 классы. • • • • • • Школа расположена на центральной улице Ленина, в шаговой доступности находится двухэтажное совмещенное здание сельской администрации, детской музыкальной школы, сельской библиотеки и залом краеведения. Ежегодно в республиканскую национальную гимназию- интернат г. Абакана поступают самые успешные выпускники начального общего образования, что существенно влияет на образовательный потенциал школы. Значимыми партнерами школы является OOO «Разрез Аршановский», который оказывает благотворительную помощь путем безвозмездной передачи в собственность денежные средства в целях осуществления питания учащимся 5-11 классов, а также оказывает благотворительную помощь по запросу администрации школы. Совет учащихся играет ключевую роль при проведении коллективных творческих дел. При планировании общешкольных коллективных творческих дел учитываются участие школы в традиционных национальных (хакасских) конкурсах, фестивалях муниципального, регионального уровней, таких как «Ине тiлi- Язык матери», «Родной язык-душа народа», «Чылтызахтар» и т д. Школа сформировала следующие традиции воспитательной работы: стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов; важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов; в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора); в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное взаимодействие школьников, а также их социальная активность; педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений; ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель. II. Цель и задачи воспитания Цель воспитания – личностное развитие школьников, проявляющееся: • в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний); • в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений); • в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел). Целевые приоритеты начального образования - знание младшим школьником социальных норм: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; - быть трудолюбивым, как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, село, свою страну; - беречь и охранять природу; - проявлять миролюбие; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Целевые приоритеты основного общего образования - создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников: - к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; - к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; - к своему отечеству, своей малой и большой Родине; - к природе как источнику жизни на Земле; - к миру как главному принципу человеческого общежития; - к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; - к культуре как духовному богатству общества; - к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека; - к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности; - к самим себе как хозяевам своей судьбы. Целевые приоритеты основного образования - создание благоприятных условий для развития социально-значимых отношений школьников: -к семье; -к труду; -к своему отечеству; - к природе как источнику жизни; -к миру как главному принципу человеческого общежития; -к знаниям как интеллектуальному ресурсу; -к культуре как к духовному богатству общества; -к здоровью как залогу долгой активной жизни; -к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности; -к самим себе как хозяевам своей судьбы. Целевые приоритеты среднего общего образования-создание условий для приобретения школьниками опыта: - дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких; опыт трудовой деятельности, участие в производственной практике; -дел, направленных на пользу своему родному селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственных дел; - разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома или на улице; - самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности; -изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, - ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей; - оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт; - самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации. Задачи для достижения поставленной цели: • реализовать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа; • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы; • вовлекать школьников в кружки, секции, клубы и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности; • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление; • поддерживать деятельность детских общественных объединений и организаций; • организовывать экскурсии, походы и реализовывать их воспитательный потенциал, используя современные медиавозможности; • организовывать профориентационную работу со школьниками; • организовать школьные медиа; • организовать работу школьного медиа; • развивать предметно-эстетическую среду; • вовлекать школьников в систему дополнительного образования, внеурочную деятельность, реализовывать их воспитательные возможности; • организовать работу с семьями школьников, их родителями (законными представителями), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей; • привлекать возможности социального окружения, социальных партнеров, родительскую общественность; III.Виды, формы и содержание деятельности. Инвариантные (обязательные) модули. 1. Модуль «Классное руководство» Блоки Работа с классом Индивидуальная работа с учащимися Виды деятельности Организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, с учащимися вверенного ему класса. Проведение классных часов. Сплочение коллектива класса. Выработка совместно со школьниками законов класса. Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы, индивидуальная помощь ребенку наблюдение за поведением ребенка, изучение особенностей личностного развития учащихся класса… Формы работы Часы общения, классные часы, диспуты, круглые столы, беседа, праздники, КТД, игры, тренинги, планирование общеклассных дел. Тренинги, анкетирование, наблюдения, педагогические ситуации, индивидуальные беседы, консультации и т.д. Работа с учителями, преподающими в классе Работа с родителями учащихся или их законными представителя ми Регулярные консультации с учителями – предметниками. Проведение мини-педсоветов. Привлечение учителей к участию во внутриклассных делах. Привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса. Регулярное информирование родителей (законных представителей) о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом. Помощь родителям (законным представителям) школьников в регулировании отношений между ними. Консультации классного руководителя с учителямипредметниками, проведение педагогических советов, индивидуальные беседы. Организация и проведение семейных праздников, индивидуальные консультации, родительские собрания. 2. Модуль «Школьный урок» Целевые приоритеты Методы и приемы Установление доверительных Поощрение, поддержка, похвала, просьба учителя, отношений между учителем и его поручение. учениками Побуждение школьников соблюдать Индивидуальные и групповые беседы, соблюдение на уроке общепринятые нормы учебной дисциплины поведения Использование воспитательных Демонстрация детям примеров ответственного, возможностей содержания учебного гражданского поведения, проявления предмета человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе Применение на уроке интерактивных Интеллектуальные игры, стимулирующие форм работы учащихся познавательную мотивацию школьников; круглые столы, дискуссии, групповая работа или работа в парах Инициирование и поддержка Реализация учащимися индивидуальных и исследовательской деятельности групповых исследовательских проектов школьников . 3.Модуль «Внеурочная деятельность» Направления Цель Название Общеинтеллектуальное Обогащение запаса учащихся языковыми «Основы знаниями, способствование формированию функционально мировоззрения, эрудиции, кругозора. й грамотности», «В мире информатики», «Роботехника» Спортивноознакомление с хакасскими играми и играми «Хакасские оздоровительное других народов, проведение национальные игры» Духовно-нравственное Общекультурное Социальное Привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа. Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций. «Финансовая грамотность», «Юный журналист» «Разговоры о важном» Театральный «Теремок», «Акварельки», «Веселая мозаика», «Музыкальная палитра» «Уроки безопасности», «В гармонии с природой», 4.Модуль «Работа с родителями» Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями школьников осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности. Виды деятельности Формы деятельности На групповом уровне: Совет родителей, участвующие в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей; семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для совместного проведения досуга и общения; родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников; родительский чат, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются индивидуальные консультации На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности; индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей. 5. Модуль Самоуправление. Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в обучающихся инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а обучающимся – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку обучающимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детсковзрослое самоуправление. На уровне школы: Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом через деятельность выборного Совета учащихся, создаваемого для учета мнения обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; через деятельность совета командиров, объединяющего командиров классов для облегчения распространения значимой для обучающихся информации и получения обратной связи от классных коллективов через работу постоянно действующего школьного актива, инициирующего и организующего проведение личностно значимых для обучающихся событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, флешмобов и т. п.); На индивидуальном уровне: через вовлечение обучающихся в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; через реализацию обучающимися, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями Модуль 6. «Профориентация» Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по данному направлению включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся. Задача совместной деятельности педагогического работника и обучающегося – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение. Эта работа осуществляется через: 1.Нормативноправовое обеспечение мероприятий, направленных на профессиональную ориентацию учащихся Разработка плана совместной работы школы по профориентации с заинтересованными организациями и учреждениями (по согласованию) Разработка и утверждение реализуемых в течение учебного года образовательных программ элективных курсов (курсов по выбору, кружки, секции) Подготовка плана профориентационной работы с обучающимися и их родителями на учебный год Обзор новинок методической литературы по профориентации 2.Организационнометодическое сопровождение. Взаимодействие с УО администрации МО Алтайский район, Центром занятости населения по вопросам организации работы по профессиональной ориентации обучающихся Осуществление профессионального информирования родителей и учащихся при поддержке следующих сайтов: ProfOrientation.ru, MoeObrazovanie.ru›gotovije…po_proforientatsii.html proforientator.ru›Тесты, proforientator.ru Работа с педагогическим коллективом Совещание при директоре: -анализ трудоустройства и поступления в учреждения профессионального образования выпускников 9 и 11 классов; -анализ результатов профориентации и задачи на новый учебный год Педсовет: «Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения учащихся» Совещание при заместителе директора по УВР: -изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 9 классе; -изучение уровня ведения профориентационной работы учителями-предметниками в 11 классе Работа с Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности обучающихся Родительское собрание в 9 классе «Роль семьи в выборе профессии» родителями обучающихся Работа с учащимися Анкетирование родителей 9, 10 классов с целью выявления их отношения к выбору детьми профессии Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора обучающимися профессии Выпуск буклета для родителей по профориентации Социологический опрос родителей:«Каким я вижу своего ребенка», «Моя роль в подготовке ребенка в труду и выбору профессии» Диагностика учащихся 9, 10-11 класса «ДДО» Участие в Днях открытых дверей в учебные заведения РХ с целью профессиональной ориентации. Участие в профориентационной акции «Неделя без турникетов» Проведение совместных Акций профориентационной направленности с ЦЗН Диагностика направленности познавательных интересов учащихся 8 класса «Карта интересов» Диагностика направленности познавательных интересов учащихся 8, 9, 10,11 классов «Карта интересов» Индивидуальные консультации учащихся по результатам диагностики «ДДО», «Карта интересов» Диагностика личности учащихся 9, 10-11 классов Индивидуальные консультации учащихся 5-11 классов по выбору профессии Неделя профориентации : фестиваль профессий 1-4 кл. развлекательно-познавательная игра для учащихся 5-7 классов «В мире профессий», единые классные часы «Профессия и я» 1-11 классы, вечер встречи с людьми разных профессий для учащихся 8-11 классов. Индивидуальные консультации по правовому обеспечению самоопределения учащихся Книжные выставки: «Каждый может стать мастером в своем деле», «В помощь абитуриенту», «Путеводитель по образовательным сайтам» Вариативные модули 1.Модуль «Ключевые общешкольные дела» Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие, комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для всей школы На внешкольном участие школьников в республиканских, муниципальных фестивалях, уровне: олимпиадах, конкурсах, семейных праздниках этнокультурной направленности. участие учащихся в проводимых совместно с СДК, детской музыкальной школой на селе традиционных торжественных праздников, фестивалей, спортивных соревнований, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников. Участие обучающихся в различных благотворительных акциях, проектах, волонтерском движении На школьном Еженедельная церемония подъема/спуска Государственного флага уровне РФ в рамках общешкольной организационной линейки. Общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела, предметные недели, спортивные игры и соревнования, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы. Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующий уровень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей. На уровне Вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела обучающихся школы в одной из возможных для них ролей Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; Наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми; При необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. На уровне классов: Проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. 2.Модуль «Детские общественные объединения» Действующая на базе МБОУ «Аршановская СШ» детско-юношеское объединение «Алтын-чир-Золотая страна» - добровольное, самоуправляемое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через: утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории саду, уход (работа в школьном за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных колективных дел. участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников. 3. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда школы обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как: размещение на стенах школы тематических стендов, регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.); озеленение пришкольной территории; эстетическое оформление классных кабинетов, рекреаций, фойе школы. озеленение классных кабинетов; оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.); регулярная организация и проведение конкурсов творческих проектов по оформлению фасада школы, фотозон при подготовке к значимым датам, событиям, мероприятиям. IV.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Самоанализ воспитательной работы осуществляется по следующим направлениям: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся. 2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых. Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся Критерий: динамика личностного развития обучающихся каждого класса, уровня воспитанности обучающихся Способ получения информации: педагогическое наблюдение, определение уровня воспитанности по критериям. Анализ осуществляется классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Вопросы самоанализа: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за минувший учебный год? какие проблемы решить не удалось и почему? какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу? Состояние организуемой в школе совместной деятельности обучающихся и взрослых Критерий: наличие в школе интересной, насыщенной событиями и личностноразвивающей совместной деятельности обучающихся и взрослых. Способы получения информации: беседы с обучающимися и их родителями, педагогическими работниками, лидерами ученического самоуправления; анкетирование обучающихся и их родителей, педагогов, лидеров ученического самоуправления. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Вопросы самоанализа: качество проводимых общешкольных ключевых дел; качество совместной деятельности классных руководителей и их классов; качество организуемой в школе внеурочной деятельности; качество реализации личностно-развивающего потенциала школьных уроков; качество существующего в школе ученического самоуправления; качество функционирующих на базе школы детских общественных объединений; качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; качество профориентационной работы школы; качество работы школьных медиа; качество организации предметно-эстетической среды школы; качество взаимодействия школы и семей обучающихся. Результатом самоанализа воспитательной работы будет ряд выявленных проблем, которые не удалось решить педагогическому коллективу школы в текущем учебном году. Эти проблемы следует учесть при планировании воспитательной работы на следующий учебный год. • • • • принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующих воспитательную деятельность; принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности; принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития детей. Основные направления самоанализа воспитательной деятельности: 1.Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса. Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития школьников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. 2.Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы. Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел; - качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности; - качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления; - качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; -качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов; - качеством профориентационной работы школы; - качеством работы школьных медиа; - качеством организации предметно-эстетической среды школы; - качеством взаимодействия школы и семей школьников.