Приложение к Рабочей программе по предмету «Английский язык» Контрольно-оценочные материалы по учебному предмету «Английский язык» 1. Критерии и нормы оценивания в рамках промежуточного (тематического) контроля Как отмечалось выше, промежуточный контроль (контрольные работы, тесты по окончании темы или раздела) предполагает наличие более широкого спектра контрольных заданий, позволяющих проверить разные аспекты иноязычной коммуникативной компетенции, а также более подробных шкал критериального оценивания. Вместе с тем из приводимого далее перечня нетрудно сделать вывод, что некоторые задания могут использоваться для контроля целого ряда аспектов. Например, через чтение вслух оценивается одновременно произношение и техника чтения. Устный пересказ позволяет оценить смысловое чтение и монологическую речь. Рассмотрим подробнее типологию заданий. 2.2.1. Продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности Языковая сторона Произношение: контроль слухо - произносительных и ритмико - интонационных навыков на основе чтения текста вслух и других заданий на говорение. Лексика: словарный диктант, выборочный перевод, тесты на соотнесение/ перекрестный выбор (например, слово и дефиниция, слово и картинка), подстановку, трансформацию, клоузтест. Оценка лексической стороны речи входит в комплексную оценку продуктивных видов речевой деятельности. Грамматика: тесты на перекрестный выбор, множественный выбор, завершение/окончание, замену/подстановку, трансформацию, клоуз-тест. Оценка грамматической стороны речи входит в комплексную оценку продуктивных видов речевой деятельности. Виды речевой деятельности Аудирование/аудиовизуальное восприятие: Понимание основного содержания: тесты на упорядочение (в т. ч. кадров из видеофрагмента), альтернативный выбор, соотнесение/перекрестный выбор, завершение, подстановку. Выборочное понимание: тесты на подстановку (в т. ч. заполнение таблицы, информации в анкете и т. п.), завершение. Полное понимание: тесты на множественный выбор, завершение/ восстановление фрагментов прослушанного текста, трансформацию, замену (в т. ч. исправление ошибок на картинке); письменное изложение. Чтение: Техника чтения: чтение вслух, инсценировка. Понимание и извлечение информации при ознакомительном, поисковом/ просмотровом, изучающем чтении: см. типологию тестов соответствующих видов аудирования. Репродуктивно-продуктивная переработка текста: устный пересказ или письменное изложение с трансформацией прочитанного текста, пересказ (изложение) с продолжением/развитием сюжета текста (8–9 классы), изложение с элементами сочинения (8–9 классы). Критическая/аналитическая работа с текстом: устное или письменное высказывание своего мнения/оценочного суждения по проблеме текста (8–9 классы), беседа/диалог по теме/проблеме текста, сочинение-рассуждение (8–9 классы). Говорение, монолог: Репродуктивная и репродуктивно-продуктивная устная речь: пересказ, пересказ с трансформацией или продолжением/развитием сюжета текста (8–9 классы), пересказ с высказыванием собственного мнения (8–9 классы). Продуктивная устная речь: сообщение, доклад, описание (персонажей/ реальных лиц и неодушевленных предметов/местности), комментирование картинки/фотографии/графики (9 класс), рассказ-повествование, рассуждение (выражение и обоснование собственного мнения) (8–9 классы). Обратимся к примерам критериев. Таблица 10 Виды заданий Устный пересказ текста Критерии оценивания Содержание текста передано полно и точно. Использована пройденная лексика из текста. Лексико-грамматические и фонетические ошибки отсутствуют (допускаются 1–2 неточности и/или 1 ошибка) Содержание текста передано достаточно полно и точно. Использована пройденная лексика из текста. Допущены 2–3 лексико-грамматические и/или 1–2 фонетические ошибки Содержание текста передано недостаточно полно и точно. Пройденная лексика из текста использована недостаточно (менее 40–50%). Допущено 4–5 лексико-грамматических ошибок и/или 3–4 фонетических ошибки Содержание текста не передано. Не использована пройденная лексика из текста. Допущено 5 и более лексико-грамматических и/или 5 и более фонетических ошибок Задание не выполнено Устное Описание точное и полное. Все аспекты раскрыты. Использована описание пройденная лексика. Средства логической связи использованы верно. человека/ Высказывание продуктивное, творческое и самостоятельное. Лексикоперсонажа/ грамматические и фонетические ошибки отсутствуют (допускаются 1–2 места неточности и/или 1 ошибка) Описание достаточно точное и полное. Все аспекты раскрыты (допускается 1 неточность). Использована пройденная лексика. Средства логической связи использованы верно. Высказывание продуктивное, творческое и самостоятельное. Лексико-грамматические и фонетические ошибки не влияют на понимание содержания высказывания (допускаются 2–3 неточности и/или 2–3 ошибки) Описание недостаточно точное и полное. Не все аспекты раскрыты (допускаются 2–3 неточности). Пройденная лексика использована недостаточно. Высказывание нелогично, с большим количеством остановок, чтобы вспомнить слова для продолжения описания. Наблюдаются 1–2 нарушения в использовании средств логической связи. Лексико-грамматические и фонетические ошибки немного затрудняют понимание содержания высказывания (допускаются 3–4 неточности и/или 3–4 ошибки) Описание неполное, нелогичное. Практически все аспекты не раскрыты. Пройденная лексика почти не используется. Средства логической связи отсутствуют или использованы с нарушениями. Лексикограмматические и фонетические ошибки затрудняют понимание высказывания (допускаются 5 и более неточностей и/или 5 и более ошибок) Задание не выполнено Устные Коммуникативное намерение реализовано верно, согласно поставленной монологические задаче (допускается 1 неточность или 1 не полностью раскрытый высказывания аспект). Структура и содержание монологического высказывания разных соответствуют выбранному функционально-смысловому стилю. функционально Высказывание продуктивное, творческое и самостоятельное - смысловых (допускается использование разного вида опор: плана, таблицы, стилей в рамках картинки и т. д.). Средства логической связи использованы верно. предметного Лексико-грамматические и фонетические ошибки отсутствуют содержания (допускаются 1–2 неточности и/или 1 ошибка) речи Коммуникативное намерение реализовано верно, согласно поставленной задаче (допускаются 2 неточности и/или 1–2 не полностью раскрытых Оценка 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 5 4 аспекта). Структура и содержание монологического высказывания соответствуют выбранному функционально-смысловому стилю (допускается 1 неточность и/или 1–2 ошибки). Высказывание продуктивное, творческое и самостоятельное (допускается использование разного вида опор: плана, таблицы, картинки и т. д.). Средства логической связи использованы верно. Допускаются 2 неточности и/или 2 лексико - грамматические и/или фонетические ошибки Коммуникативное намерение реализовано не полностью согласно поставленной задаче (допускаются 3–4 неточности и/или 1–2 нераскрытых аспекта или 2 не полностью раскрытых аспекта). Структура и содержание монологического высказывания не совсем соответствуют выбранному функционально-смысловому стилю (допускаются 2–4 неточности). Высказывание с нарушениями в логике изложения (1–2 ошибки), с длинными паузами, практически полностью зависит от использования разного вида опор (списка ключевых слов, плана, таблицы, картинок и т. д). Средства логической связи использованы с нарушениями или недостаточно. Допускаются 3–4 неточности и/или 3–4 лексико-грамматические и фонетические ошибки Коммуникативное намерение не реализовано согласно поставленной задаче (допущено 5 и более неточностей и/или 3 и более аспекта раскрыты не полностью или не раскрыты). Монологическое высказывание не соответствует выбранному функциональносмысловому стилю (допускается 5 и более неточностей и/или 3–4 ошибки). Высказывание с большим количеством нарушений в структуре и содержании, логике изложения. Средства логической связи использованы с нарушениями или недостаточно. Допускаются 5 и более неточностей и/или 5 и более лексико-грамматических и/или фонетических ошибок Задание не выполнено Говорение, диалог: Диалог - расспрос, диалог – обмен мнениями. Рассмотрим критерии оценивания. Таблица 11 Виды заданий Критерии оценивания ДиалогОбучающийся активно ведет себя во время диалога, запрашивает и расспрос сообщает информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Порядок слов в вопросах соблюдается, используются разные типы вопросов (допускается 1 ошибка и/или 1 неточность). Ответы на вопросы даются согласно запрашиваемой информации, полно и четко (допускается 1 ошибка и/или 1 неточность) Ученик активно ведет себя во время диалога, запрашивает и сообщает информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Имеются незначительные коммуникативные затруднения в беглости и точности речи (например, 2–3 небольшие, но неоправданные паузы). Порядок слов в вопросах соблюдается (допускаются 2 ошибки и/или 2–3 неточности), используются разные типы вопросов. Ответы на вопросы даются согласно запрашиваемой информации, полно и четко (допускаются 2 ошибки и/или 2–3 неточности) Ученик ведет себя во время диалога недостаточно активно, запрашивает и сообщает информацию, переходя с позиции спрашивающего на позицию отвечающего. Имеются коммуникативные затруднения в 3 2 1 Оценка 5 4 3 Диалог – побуждение к действию Диалог этикетного характера беглости и точности речи (например, заметные неоправданные паузы). Порядок слов в вопросах не всегда соблюдается (допускаются 3–4 ошибки и/или 3–4 неточности), используются однотипные вопросы. На вопросы не всегда даются полные и четкие ответы (допускаются 3–4 ошибки и/или 3–4 неточности) Ученик ведет себя во время диалога неактивно. С трудом запрашивает и сообщает информацию, путая порядок слов в вопросах (допускается более 5 ошибок и/или более 5 неточностей), используются однотипные вопросы. Ответы на вопросы даются неполные и нечеткие (допускается более 5 ошибок и/или более 5 неточностей) Задание не выполнено Ученик активно участвует в диалоге: обращается с просьбой и/или выражает готовность/отказ ее выполнить, объясняя причину; дает совет и/или принимает/ не принимает его, объясняя причину; приглашает к действию/взаимодействию и/или дает согласие/несогласие принять участие в нем, объясняя причину; делает предложение и/или выражает согласие/ несогласие принять его, объясняя причину. Допускается 1 лексико-грамматическая и/или фонетическая ошибка и/или 1 неточность Ученик активно участвует в диалоге: обращается с просьбой и/или выражает готовность/отказ ее выполнить, объясняя причину; дает совет и/или принимает/ не принимает его, объясняя причину; приглашает к действию/взаимодействию и/или дает согласие/несогласие принять участие в нем, объясняя причину; делает предложение и/или выражает согласие/ несогласие принять его, объясняя причину. Имеются незначительные коммуникативные затруднения в беглости и точности речи (например, 2–3 небольшие, но неоправданные паузы). Допускаются 2 лексико-грамматические и/или фонетические ошибки и/или 2 неточности Ученик недостаточно активно участвует в диалоге: обращается с просьбой и/или выражает готовность/отказ ее выполнить, затрудняется в объяснении причины; дает совет и/или принимает/ не принимает его, затрудняется в объяснении причины; приглашает к действию/ взаимодействию и/или дает согласие/ несогласие принять участие в нем, затрудняясь в объяснении причины; делает предложение и/или выражает согласие/несогласие принять его, затрудняясь в объяснении причины. Имеются коммуникативные затруднения в беглости и точности речи (например, заметные неоправданные паузы). Допускаются 3–4 лексикограмматические и/или фонетические ошибки и/или 3–4 неточности Ученик с трудом справляется с ролью в диалоге, затрудняясь в поиске подходящих речевых клише, речь сложна для восприятия из-за ошибок, многократных исправлений и долгих пауз; обращается с просьбой и/или выражает готовность/отказ ее выполнить, не может объяснить причины отказа; дает совет и/или принимает/ не принимает его, не может объяснить причины; приглашает к действию/ взаимодействию и/или дает согласие/несогласие принять участие в нем, не может объяснить причины; делает предложение и/или выражает согласие/ несогласие принять его, не может объяснить причины. Допускается более 5 лексикограмматических и/или фонетических ошибок и/или более 5 неточностей Задание не выполнено Ученик активно участвует в диалоге, начиная, поддерживая и завершая его. Коммуникативная задача (поздравить, выразить пожелание/благодарность, вежливо переспросить, выразить 2 1 5 4 3 2 1 5 Диалог – обмен мнениями согласие/отказ) выполнена верно. Допускается 1 лексикограмматическая и/или фонетическая ошибка и/или 1 неточность Ученик активно участвует в диалоге, начиная, поддерживая и завершая его. Коммуникативная задача (поздравить, выразить пожелание/благодарность, вежливо переспросить, выразить согласие/отказ) выполнена верно. Имеются незначительные коммуникативные затруднения в беглости и точности речи. Допускаются 2 лексико-грамматические и/или фонетические ошибки и/или 2 неточности Ученик недостаточно активно участвует в диалоге, начиная, поддерживая и завершая его (допускается отсутствие 1 аспекта). Коммуникативная задача (поздравить, выразить пожелание/благодарность, вежливо переспросить, выразить согласие/отказ) выполнена не полностью (1 аспект раскрыт не полностью или совсем не раскрыт). Имеются заметные коммуникативные затруднения в беглости и точности речи. Допускаются 3–4 лексико-грамматические и/или фонетические ошибки и/или 3–4 неточности Ученик с трудом справляется с ролью в диалоге, начиная, поддерживая и завершая его, демонстрируя незнание речевых клише (допускается отсутствие 2 аспектов). Коммуникативная задача (поздравить, выразить пожелание/благодарность, вежливо переспросить, выразить согласие/отказ) не выполнена (2 аспекта не раскрыты или 3 аспекта раскрыты не полностью). Допускается более 5 лексико-грамматических и/или фонетических ошибок и/или более 5 неточностей Задание не выполнено Ученик активно участвует в диалоге, выполняя коммуникативную задачу: выразить точку зрения и/или согласие/несогласие с ней; высказать одобрение/неодобрение; выразить сомнение; оценить происходящие события, выражая эмоции (радость, огорчение, желание, нежелание); оказать эмоциональную поддержку собеседнику (например, в виде комплимента). Допускается 1 лексико-грамматическая и/или фонетическая ошибка и/или 1 неточность Ученик активно участвует в диалоге, выполняя коммуникативную задачу: выразить точку зрения и/или согласие/несогласие с ней; высказать одобрение/неодобрение; выразить сомнение; оценить происходящие события, выражая эмоции (радость, огорчение, желание, нежелание); оказать эмоциональную поддержку собеседнику (например, в виде комплимента). Имеются незначительные коммуникативные затруднения в беглости и точности речи (например, 2–3 небольшие, но неоправданные паузы). Допускаются 2 лексико-грамматические и/или фонетические ошибки и/или 2 неточности Ученик недостаточно активно участвует в диалоге, коммуникативная задача выполнена неполностью (1 аспект не раскрыт или 2 аспекта раскрыты не полностью): выразить точку зрения и/или согласие/ несогласие с ней; высказать одобрение/ неодобрение; выразить сомнение; оценить происходящие события, выражая эмоции (радость, огорчение, желание, нежелание); оказать эмоциональную поддержку собеседнику (например, в виде комплимента). Имеются коммуникативные затруднения в беглости и точности речи (например, заметные неоправданные паузы). Допускаются 3–4 лексикограмматических и/или фонетическая ошибка и/или 3–4 неточности 4 3 2 1 5 4 3 Комбинирован ный диалог Ученик с трудом справляется с ролью в диалоге, коммуникативная задача не выполнена (2 аспекта не раскрыты или 3–4 аспекта раскрыты не полностью): выразить точку зрения и/или согласие/несогласие с ней; высказать одобрение/неодобрение; выразить сомнение; оценить происходящие события, выражая эмоции (радость, огорчение, желание, нежелание); оказать эмоциональную поддержку собеседнику (например, в виде комплимента). Допускается более 5 лексикограмматических и/или фонетических ошибок и/или более 5 неточностей Задание не выполнено 2 Ученик активно участвует в диалоге. Коммуникативное задание выполнено верно. Допускается 1 лексико-грамматическая и/или фонетическая ошибка и/или 1 неточность Ученик активно участвует в диалоге. Коммуникативное задание выполнено верно (1 аспект раскрыт не полностью). Имеются незначительные коммуникативные затруднения в беглости и точности речи (например, 2–3 небольшие, но неоправданные паузы). Допускаются 2 лексикограмматические и/или фонетические ошибки и/или 2 неточности Ученик недостаточно активно участвует в диалоге. Коммуникативное задание выполнено не полностью (2 аспекта не раскрыты и/или 2–3 аспекта раскрыты не полностью). Имеются коммуникативные затруднения в беглости и точности речи (например, заметные неоправданные паузы). Допускаются 3–4 лексико-грамматические и/или фонетические ошибки и/или 3–4 неточности Ученик с трудом справляется с ролью в диалоге. Коммуникативное задание не выполнено (2–3 аспекта не раскрыты и/или 3–4 аспекта раскрыты не полностью). Допускается более 5 лексико-грамматических и/или фонетических ошибок и/или более 5 неточностей Задание не выполнено 5 1 4 3 2 1 Письменная речь. Репродуктивная и репродуктивно-продуктивная письменная речь: заполнение таблицы или формуляра с опорой на прочитанный/прослушанный текст, изложение, изложение с трансформацией или продолжением/развитием сюжета текста (8–9 классы), изложение с элементами сочинения (8–9 классы). Продуктивная письменная речь: а) жанровое письмо: личное письмо или e-mail, функциональные типы текста (анкета, формуляр), письменное комментирование фотографии или инфографики (критерии оценивания могут ориентироваться на критерии соответствующих заданий в ОГЭ и ЕГЭ); б) письменная интеракция: переписка в мессенджере (обмен мнениями, расспрос, побуждение к действию: в оценивании можно ориентироваться на критерии, разработанные для видов диалогической речи с учетом правильности письменного текста); в) креативное письмо: оценивается некритериальным способом (через комментарии, рецензии). 2.2.2. Комплексные виды коммуникативной деятельности При оценивании комплексных видов коммуникативной деятельности рекомендуется использовать рейтинговое оценивание на основе совокупности учитываемых факторов, каждый из которых имеет определенный вес в баллах. В дальнейшем набранные баллы переводятся в традиционную систему отметок. Приведем примеры. Таблица 12 Устное выступление с презентацией перед аудиторией (8–9 классы) Учитываемые факторы оценивания Полнота раскрытия темы Содержательная насыщенность Связность высказывания Выразительность высказывания Структурированность высказывания Общий уровень владения языком (лексико-грамматическая корректность) Общий уровень владения языком (произносительная корректность) Разнообразие и уместность используемых языковых структур Учет слушателей и реакция на вопросы Использование технических средств Итого: Баллы 0–3 0–3 0–2 0–2 0–2 0–2 0–2 0–2 0–3 0–1 22 При этом: «Отлично» = 18–22 балла; «Хорошо» = 15–21 балл; «Удовлетворительно» = 12–14 баллов; «Неудовлетворительно» = менее 12 баллов. Письменное развернутое высказывание, в том числе письменный анализ текста или фильма по предложенным критериям (8–9 классы), письменное представление результатов выполненной проектной работы и т. п. (8–9 классы). Таблица 13 Учитываемые факторы оценивания Баллы Полнота раскрытия темы 0–3 Содержательная насыщенность 0–3 Связность высказывания 0–2 Выразительность высказывания 0–2 Структурированность высказывания 0–2 Композиционно-стилистическое соответствие жанру письменного 0–2 высказывания Общий уровень владения языком (лексико-грамматическая корректность) 0–2 Общий уровень владения языком (орфографическая корректность) 0–2 Разнообразие и уместность используемых языковых структур 0–2 Итого: 20 При этом: «Отлично» = 17–20 баллов; «Хорошо» = 14–16 баллов; «Удовлетворительно» = 11–13 баллов; «Неудовлетворительно» = менее 11 баллов.